ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Скачать: Положение о службе раннего вмешательства


Что такое раннее вмешательство?

Программы раннего вмешательства (early intervention programs), были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни.
Их цель – как можно раньше выявить нарушение развития ребенка и помочь детям и их семьям.

Чем отличаются программы раннего вмешательства от других программ помощи детям?

Родители маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний.

Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир.

С момента рождения наиболее важным для малыша являются его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность. Поэтому в программах раннего вмешательства важная роль отводиться родителям, их активность и мнение являются столь же значимыми, как и участие профессионалов.

Клиентами Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей от рождения до 3 лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами. Это дети, которые:
​ имеют выявленное отставание в развитии;
​ имеют медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
​ проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
​ входят в группу биологического риска.

Показания для направления детей в службу ранней помощи

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые имеют следующие проблемы здоровья и развития:

1.​ Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.

2.​ Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Это следующие нарушения:
​ Снижение слуха 2-4 степени.
​ Слепота, слабовидение.
​ Церебральные и спинальные параличи любой этиологии.
​ Генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.).
​ Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.).
​ Врожденные аномалии развития:
— ​ аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.);
— ​ аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т. п.).
​ тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п...
​ Злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.)
​ Серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.

3.​ Дети биологической группы риска
​ Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм
​ Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель
​ Дети, перенесшие асфиксию в родах.
​ Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии

4.​ Дети социальной группы риска
​ Дети родителей, имеющих психические заболевания.
​ Дети, подвергающиеся насилию.
​ Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса
​ Дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией.
​ Дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет).
​ Дети беженцев.
​ Дети из семей, направленных социальными службами.
​ Другие категории семей группы социального риска

Результатом работы Службы ранней помощи является:
​ предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями.
​ обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.

Ранняя помощь ребенку и семье
​ Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического развития ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
​ создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
​ междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
​ отслеживание эффективности ранней помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

Социально-психологическая поддержка родителей и семьи
​ раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;
​ консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
​ предоставление информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, о государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

Комментирование запрещено