Современные технологии абилитации и реабилитации детей с особенностями развития

Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на повышение эффективности оказания социальных услуг, на фоне растущей детской инвалидности, возникает потребность в разработке и внедрении инновационных технологий. В современных условиях изменяющегося общества инновационные технологии позволяют работать над повышением качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Практика показывает, что дети, имеющие нарушения в развитии испытывают большие трудности в социализации, поэтому на сегодняшний день актуален поиск и использование новых форм и методов реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, а соответственно, адаптации их в социум.

В учреждениях социального обслуживания по Красноярскому краю многие специалисты в последнее время внедряют в работу с детьми с ограниченными возможностями инновационные формы работы. 3 октября 2018г. в многофунциональном спортивном комплексе «Сопка» г. Красноярска состоялось встреча за круглым столом руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания, негосударственных социально-ориентированных организаций и некоммерческих организаций, предоставляющих услуги инвалидам. Заседание круглого стола проводилось в рамках деловой программы Региональных отборочных этапов Национальных чемпионатов по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Красноярском крае.

Основными вопросами для обсуждения были:

— комплексный подход к компенсации ограничений жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в целях их социальной адаптации включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества;

— использование современных технологий реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов в системе социального обслуживания населения региона.

Среди приглашенных участников круглого стола выступила директор МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Уярского района» — Хмелевская Юлия Андреевна, темой доклада стала «Служба ранней помощи. Опыт работы».

Служба ранней помощи в учреждении создана на базе социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов с января 2016г. Целью Службы ранней помощи является предоставление помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и социальной адаптации. Работа ориентирована на психолого-педагогическое и социальной сопровождений развития детей от рождения до 3-7 лет. Задачами Службы являются:

  1. Максимально раннее выявление детей с проблемами в развитии в городе Уяр и районе.
  2. Междисциплинарная комплексная оценка состояний здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей и других членов семьи.
  3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы.
  4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
  5. Обеспечение преемственности между Службой ранней помощи и учреждениями здравоохранения и образования.

Услуги специалистов Службы предоставляются на ранних этапах развития ребенка при наличии у него нарушений развития, отставания или высокого риска отставания в таких областях, как крупная моторика, тонкая моторика, сенсорное восприятие, когнитивное развитие, коммуникации, социальные навыки.

Все специалисты Службы прошли двухгодичное обучение в Региональной общественной организации «Красноярский центр лечебной педагогики» у педагогов Санкт-Петербургского института раннего вмешательства.

За время работы Службы долгосрочными программами было охвачено:
— в 2016г. 24 ребенка;
— в 2017г. 53 ребенка;
— в 2018г. 49 детей.

Проведено 67 первичных приемов, повторно обследовано в 2018г. 17 детей раннего возраста.

Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком.

Комментирование запрещено