Рекомендации  родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков

 

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Словесные признаки.

  1. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии.
  2. Ребенок может прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  3. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  4. Много шутить на тему самоубийства.
  5. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки.

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

— в еде – есть слишком мало или слишком много;

— во сне – спать слишком мало или слишком много;

— во внешнем виде – стать неряшливым;

— в школьных привычках – пропускать занятия;

— замкнуться от семьи и друзей и т.д.

  1. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным);
  2. Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем — то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Самое главное – покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Психолог отделения профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних А.В. Пичикина.

Комментирование запрещено